КЕМЕРОВСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕКИНОКАМЕРА


КИНОГРУППА

Подразделение КСТ, созданное в 1959 г. для организации и проведения киносъемок.

В июне 1959 г. режиссером группы стал Ф.ЯГУНОВ, редактором - В.ЦУКРОВ.

Старшим оператором КИНОГРУППЫ был назначен В.ЛИТВИНОВ, оператором - В.ФОТИН.

В 1961 г. с разных студий ТВ были приглашены на работу в КСТ кинооператоры А.ПИЛИПЕНКО, Э.БЛАГОДАРОВ, А.КАНДИНСКИЙ, В.КАМЕНЕВ, В.ВОРОНОВ, Ю.СВЕТЛАКОВ.

Из воспоминаний Ф.ЯГУНОВА: Уже в июле 1959 года на студии стала создаваться киногруппа. Телеоператора В. Литвинова, согласно его горячему желанию, перевели в кинооператоры. К нему, для организации будущей кинолаборатории, присоединили киномеханика из кинопроекционной аппаратной Виктора Воронова. Студия к этому времени получила две узкопленочные (16 мм) кинокамеры «Пентафлекс» немецкого производства. Автора этих заметок, работавшего ответственным редактором на областном радио, по его просьбе перевели на студию и назначили редактором (руководителем) киногруппы.

О том, как снимают фильмы, я имел смутное представление. Раздобыл книжку для начинающего кинолюбителя и сел писать сценарий. Первую свою работу мы решили снимать об отдыхе трудящихся азотно-тукового завода (ныне «Химпром»), имевшего свою турбазу на берегу Томи: река, лодки, рыбалка — местная экзотика!

Я таскал за Литвиновым аккумулятор и строго следил, чтобы он снимал «по сценарию». Работали мы увлеченно, радуясь, что нас принимают всерьез — телевидение приехало! Однако в душе я сильно переживал за результат.

Потому что хотя и прочитал в книжке, как и вследствие чего неподвижные на киноленте кадрики изображения начинают двигаться на экране, полностью поверить в это еще не мог. Но, о чудо! Когда Витя Воронов проявил снятую нами пленку на сделанном его же руками барабане, который в темной комнате надо было крутить руками, чтобы лента равномерно смачивалась фоторастворами, высушил пленку и показал ее с помощью кинопроектора на белой стене нашей «лаборатории», и мы увидели, что люди — бегают, лодки — плывут, а лунная дорожка на гладкой речной воде фосфоресцирует, я лично готов был плясать от радости!

Мы смонтировали динамичный, как нам казалось, киносюжет на 12 минут и торжественно понесли сдавать его для показа в эфире. Сергей Иванович Крупко, механик кинопроекционной, прокрутил ленту на моталке и схватился за голову: «Да у вас здесь сплошные склейки! Не приму». Ну, а как же без склеек? Копировальной машины у нас не было. Из кусков негатива мы склеили ролик. Что негатив, это не беда. Электроника позволяла. Одно нажатие кнопки, и в эфире сюжет смотрелся бы, как и положено, позитивом. Но склейки!

С.И. Крупко, опытный киномеханик, до ТВ работал в кинотеатрах и пользовался, естественно, техническими правилами кинопроката, своих телевидение еще не выработало. А согласно кинопрокатовской инструкции на одну часть киноленты допускалось не более двух склеек. А у нас — полсотни! Так и не показал Сергей Иванович наш фильм. Первый блин вышел комом. Потом все утряслось.


КЕМЕРОВСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕКИНОКАМЕРА