ЕСИПОВ Николай ТихоновичЕСЬКИН Александр Михайлович


ЕСТАМОНОВА Зоя Николаевна

Журналист, писатель, выпускница Ленинградского университета (1959).

С 1960 г. редактор КСТ,

с 1962 по 1996 г. - старший редактор литературно-драматической редакции, заместитель главного редактора художественного вещания.

Первая ее передача на КСТ - «Телевизионный музей изобразительного искусства» (1959).

Одна из авторов программы «Страницы природы» (1966), в эфир вышло более 100 передач этого цикла.

Автор программ «Книжная лавка «Экслибрис» (1972), «Зов» (1991-1996), «Спаси, господи, люди твоя!» (1996), многочисленных передач о писателях, художниках, народных мастерах Кузбасса.

Автор сценария киноочерков «Липовый остров» (1969), «Виктор Баянов» (1972), «Мастер» (1974), «Именем природы» (1979), «Товарищ художник» (1980), «Три стихотворения Игоря Киселева» (1982), «Музыкальная республика» (1983), «Быть художником» (1985), «Липа-сибирячка» (1986).

Создатель телеспектаклей «Глоток свободы" (1968), «Мать» (1971), «Разомкнутая цепь» (1972), «Витражных дел мастер» (1979).

Работала на кемеровском телевидении до 1997 г.

Отличник телевидения и радио.

Из воспоминаний З.Естамоновой: -«Да, была публицистика. Иногда за публицистику влетало. У нас в подвале гостиницы, которая находилась на Красноармейской, у художников были мастерские. Понятно, какие там условия. Фельетон сделала. На летучке мне влетело от Вишневского за этот фельетон. И вдруг в обкоме партии говорят обратное: как здорово! Это была какая-то часть реального дела. Мы и за браконьерами гонялись с камерой. Мы понимали, что это надо людям и нам. А люди писали: «Нам нужны Запсибы, но нам нужен и Мариинск!»».

Автор книг: «Сотворение рябины» (1979), «Судьба художника Ганса-Юргиса Прейса» (1990), «Здравствуй, художник» (2003), «Просвети мои очи мысленные» (2012).

Автор многих публикаций в областных газетах и журналах.

Заслуженный работник культуры РФ, член Союза писателей России, член Союза журналистов.

РИСУНКИ З.ЕСТАМОНОВОЙ, СДЕЛАННЫЕ НА ЛЕТУЧКЕ

ЕСТАМОНОВА З.Н.: Перестройка не миновала и телевидение. Я почувствовала себя в родной телестудии чужим человеком. Многим из нас приходилось услышать от председателя местного ТВ предупреждающее: «Я тебя нанял…» В редакции появились гости из Москвы – «кураторы». Познакомившись с планами работы, спросили меня: «Что это вы занимаетесь просветительством?» Просветительством, судя по всему, называлось главное из сделанного: репортажи по темам искусства, очерки о Гражданской войне в Кузбассе, информация о проблемах экологии в нашем промышленном крае, передачи о творчестве мастеров-древоделов в Мариинске, который в нынешние дни называют городом-музеем. Долго ещё я не могла понять, что отныне роль телевещания – набор развлечений, наспех сделанных сериалов и приносящей доход рекламы. Ведь прежде любая редакционная задумка заставляла задавать себе вопрос: это нужно людям? Нужно сейчас? Но наступало время потребительских ценностей и материальных приоритетов, утробной тяги к комфорту и презрения к рабочим профессиям. Время социального расслоения: сотни миллионеров, десятки миллиардеров и миллионы нищих и полунищих. Когда мы начинали жить «под руководством мирового сообщества», в чутком русском языке появилось модное словечко «как бы»: «как бы президент», «как бы образование, любовь»… «Как бы» можно стало видеть на полках магазинов – странные суррогаты с пальмовым жиром. Появилась «как бы культура»: способ справляться с творческой импотенцией. Скажем, раскрасить по своему вкусу любимый фильм «Семнадцать мгновений весны». Можно было «как бы» уподобиться поэту и музыканту Борису Гребенщикову, который заявлял, что русскую литературу читать не следует, Толстой и Достоевский – больные люди. А если всё же читать, станешь неполноценным человеком. В те дни я впервые увидала бомжей и нищих, узнала, что в лежащих на поверхности трубах города живут маленькие беспризорники. В середине 90-х мы закончили съемки большого телефильма о строительстве Знаменского собора. Я отправилась в очередной отпуск, а в отделе кадров появился приказ о моём отчислении. В защиту встал коллектив. Меня оставили. Наши общие собрания по понедельникам, так называемые «летучки», всё ещё существовали, но начальство поговаривало, что все коллективные мероприятия – совковские привычки. Если бы это было только их мнение! В статье философа В. Кантора коллектив назван был «варварской структурой». В 90-е годы, когда советская животворная энергия созидания стала иссякать, а мы устремились к западным идеалам, творческий порыв, олицетворенный в монументе Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», кто-то из наших искусствоведов назвал «агрессивным движением». Между тем в прологе, открывающем фильм режиссёра Карена Шахназарова, видим, как лежавший вниз лицом этот советский монумент медленно и неуклонно поднимается и встаёт: быть! «Быть или не быть - вот в чём вопрос…» 09 мая 2019


ЕСИПОВ Николай ТихоновичЕСЬКИН Александр Михайлович